Православный приход храма Святых апостолов Петра и Павла г. Гая Оренбургской области - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ТАБЫНСКАЯ"

Икона  принесена  в дар  прихожанами  в 2012 году.

Была приложены к чудотворному  образу  Богородицы, который находится в обители Богородице-Табынского женского монастыря, поселок Красноусольск.

В храме Святых  апостолов Петра и Павла города  Гая совершаются молебны с  водоосвящением, с чтением акафиста и молитв иконе Богородице,  освящением масла для помазания (см.график Богослужений)

Предание

Первое явление Табынской иконы Богородицы

Около места явления Табынской иконы Богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная, вероятнее всего, в 80-х годах XVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что уже в 1597 г. пустынь называлась Пречистой Богородицы явления иконы Казанской и московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы I - сокращенно Пречистенский монастырь. Это говорит о том, что икона Пресвятой Богородицы, называемая ныне «Табынская», была впервые обретена в 80-90-х гг. XVI века в царствование Феодора Иоанновича. 

Местом явления послужил удивительный по красоте уголок природы. В 18 км от села Табынского, основанного еще при царе Иоанне Грозном, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадали в реку Усолку, на большом камне явилась эта чудотворная икона. 

В двухстах шагах от них, вверх по реке произрастала березовая роща, при входе в которую была небольшая пустынь, называемая Вознесенскою. В ней было 30 насельников-монахов, живущих вывариванием соли. Один из них, иеродиакон Амвросий, проходя вечером с полевых работ мимо камня, слышал тихий голос Богородицы: «Возьми мою икону» и не обратил на это внимания и лишь на третий день, там же слыша голос, увидел наконец нашу Спасительницу и Ходатаицу. 

В великой радости иеродиакон прибежал к братии и сообщил им радостную весть. Братия же, не мешкая, крестным ходом отправилась к камню и с превеликою честию и пением принесла святую икону в храм. Утром чудесно явленную икону не обнаружили, но обрели её на монастырских вратах. Монахи сильно удивились, но, не познав волю Божию, вернули её на прежнее место. Утром опять икона оказалась на монастырских вратах. 

Тогда братия, уверившись воле Царицы Небесной, построила надвратную часовню, где в честь её совершались молебны и литии. Сразу после явления святой иконы стали свершаться многочисленные чудеса. Вследствие чего святая икона Богоматери была носима для удостоверения в Казань, а потом в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне у той же пещеры. 

История существования Пречистенской пустыни связана с постоянными набегами восставших башкир. 

И была не раз сожжена, но усердием митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, а также игуменом Успенского уфимского монастыря Соломоном была восстановляема. 

Пречистенская пустынь владела землей в 45 га, рыбными промыслами Белого озера, озера Куккуль и лесами. В 3-4 км, в местечке БелыйКамень (раньше назывался Попов Камень), располагался скит монастыря. От него осталась поляна, называемая местными жителями Монастырскою. В 1663 г. пустынь была окончательно разрушена, и более никаких сведений о ней мы не имеем. 

За 80-летний период существования Пречистенской пустыни известны лишь пять имен: первоначальник игумен ЕВФИМИЙ, старец ИОНА, иеромонах ИЛЛАРИОН, иеромонах ЗАХАРИЙ, иеродиакон АМВРОСИЙ. 

Где была после этого святая икона Богоматери, под спудом ли разрушенного монастырского храма или в другом месте, нам неизвестно, но как истинно Божий дар в подкрепление святой веры и на спасение роду человеческому, Царица Небесная открылась, вновь явившись во святой своей иконе на том же месте и на том же камне. 

Второе явление чудотворной иконы

Второму явлению святой иконы предшествовали следующие события: указом императрицы Анны обер-секретарь Сената И.К. Кириллов и его помощник полковник Тевкелев - по национальности башкир, по словам А.С. Пушкина, были отправлены для основания крепости Оренбурга. При этом Кириллов прибыл в село Табынское, называемое так по имени здешних башкирских племен, и положил начало крепости Табынской: было заложено пять земляных бастионов и добавлена в гарнизон рота солдат. Одновременно был заложен и Табынский храм, названный в честь погибшей пустыни Вознесенской, с приделом в честь пропавшей чудотворной иконы, называемой тогда Казанской. 

Заложение крепости и храма произошло в 1736 г. 14 июля. В этом же храме и явилась Табынская икона Божией Матери в середине XVIII в., в 1765-1768 гг. Во всяком случае святая икона явилась следующим образом. Три пастуха-башкира пасли усольский скот около соленых ключей, и вдруг они увидели на том же камне большую икону Божией Матери, саму собой стоящую. Не познав в этом чуда Божия, распаленные ненавистью к христианам, они бросились рубить ее.

Вскоре ослепнув, они стали плакать и рыдать, говоря, что не уйдем отсюда, пока русский Бог нас не исцелит. Тем временем жители Усолки (Богоявленский завод) стали волноваться, так как стадо не пришло вовремя. В поисках стада у соленых ключей они увидели, что на камне стоит израненная икона Богородицы, скот весь разбрелся по окрестностям, а у реки плачут слепые пастухи. Один из них, самый молодой, стал молиться и прозрел, по его молитвам прозрели и другие. Молодой пастух-башкир так уверовал в Господа, что крестился и всегда ходил за чудотворной иконой Богородицы зимой ли, летом ли, всегда босой, в одном подряснике и в скуфье. Прожил сей Святый старец 130 лет, никогда не отходя от иконы. И предал Богу душу свою, идя за святой иконой под Челябинском. 

Святая икона была поставлена в храме Покрова Божией Матери Богоявленского завода. В те времена на заводе умножалась ересь пашковцев. Ее основатель, один из хозяев этого завода, немало способствовал уничижению церкви. Возможно, по этой причине святая икона Богородицы избрала другой удел. 

Утром следующего дня великая радость охватила село Табынск, ибо открывши храм, табынцы обрели много лет чаемую ими чудотворную икону Богородицы, пропавшую вместе с Пречистенской пустынью. С тех самых пор называется эта икона Табынскою, так как сама Царица Небесная избрала себе удел. Случилось это в IX пятницу по Пасхе (в то же число Пасхи, но через два месяца) и ныне празднуется с великою честию при стечении множества людей. 

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

Крестный ход с Табынской иконой Богоматери являлся самым продолжительным в истории России. Его возникновение тесно связано с великими милостями, оказанными Пресвятой Девой роду христианскому. Такое чествование образовалось не сразу, но, как ниже увидим, приняло всеобщий характер. Нам известна лишь самая малая толика тех чудес, которые, по преданию, непрестанно изливались от святой иконы. 

1. Однажды грозил Табынску сильный башкирский набег. И вот казаки, помолившись в саму IX пятницу, мужественно выступили против мятежников и разбили их. Причем это случилось как раз на соленых ключах. С чего, можно подумать, появился крестный ход из Табынска на соленые ключи. 

2. В благодарность за избавление от холеры жители города Стерлитамака стали ежегодно сразу после IX пятницы брать крестным ходом чудотворную икону к себе. 

3. Примеру Стерлитамака последовал и Оренбург, уже много лет страдавший от холеры. Он стал принимать к себе великую гостью в благодарность за избавление от смерти, ибо город к тому времени уже почти вымирал. Здесь крестный ход получил особую славу, так как был высочайше утвержден, и кафедральный собор г. Оренбурга был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1856 г. святая чудотворная икона Богородицы торжественно носится из Табынской веси в города Стерлитамак, Оренбург, Самару, Тобольск, Кустанай, Уральск и по их губерниям. 

4. В 1861 г. страшная засуха охватила Уфимский край, жители Архангельского завода, принявшие святую икону, были очевидцами чуда Божией Матери - при усердном молебствии появились дождевые тучи, обильно орошая поля. 

Существовало множество и других чудес, источаемых иконой, описанных в акафисте и монографиях.

 Иконография

Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ. 

Икона имеет крупные размеры (74 х 106 см) и характерную особенность - очень темный лик. Настолько темный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других.

Однако настоящая Табынская икона отличается от всех копий своими ранами, нанесенными ей при втором её явлении: 
а) на верхнем крае имеется довольно значительный разруб;
б) в нижней половине иконы в середине - вставка.
И последняя характерная особенность в том, что она всегда была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям иконы.

Празднование в девятую пятницу по Пасхе 

Источник: http://svyato.info

 Молитва

О Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа нашего Иисуса Христа непрестанная о нас пред Богом молитвенница и ходатаица. О, Мати наша Преблагая, всех нас при кресте Сына Твоего усыновившая. Благодарим Тя, безчисленныя блага молитвою Своею нам испросившая. Благодарим Тя, множество икон Твоих чудотворных стране нашей даровавшая. Благодарим Тя, дивную икону Табынскую в годину скорбей краю Уральскому пославшая, на камени велием икону Свою нам явившая. Молим Тя, окамененныя сердца наши росою молитв Твоих умягчи. Милость Свою нам показавшая у источника воднаго, идеже болезни наша телесныя исцеляются, даруй нам потоки скорбных слез и очисти ими тину грехов наших. У источника воднаго святою иконою Твоею благословение месту сему показавшая, помози нам Слово Господа Сына Твоего исполнити и солию земли быти. Лик Свой темный нам, грешным, омраченным грехом явившая, просвети тьму грехов наших и приведи нас к тихому пристанищу в вечныя обители, уготованные Господом любящим Его. Аминь.

 Тропарь, глас 1:

     Любовию, чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим, и верно покланяющим Ти ся целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко всемогущая

Ин Тропарь, глас 4:

     Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, честныя Твоея Табынския иконы, Владычице, яже паче лучей солнечных возсия, от Источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего, источаеши целебныя дары с верою к тебе притекающим, Тя бо Христос Помощницу людем Своим дарова, покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя, едину Благословенную

ВЕЛИЧАНИЕ 

ВЕЛИЧАЕМ ТЯ,  ПРЕСВЯТАЯ ДЕВО  БОГОИЗБРАННАЯ ОТРОКОВИЦЕ  И ЧТИМ ОБРАЗ ТВОЙ СВЯТЫЙ, ИМЖЕ ТОЧИШИ ИСЦЕЛЕНИЯ  ВСЕМ С ВЕРОЮ ПРИТЕКАЮЩИМ


Назад к списку