ЧАСТИЦА РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ В ЯРОСЛАВЛЕ. ОТКРЫТКА (ЕКАТЕРИНБУРГ, 2012)
ЧАСТИЦА РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ В ЯРОСЛАВЛЕ. ОТКРЫТКА (ЕКАТЕРИНБУРГ, 2012)
По преданию, после распятия Спасителя, когда воины бросили жребий о Его одежде, риза досталась воину из Иверской земли, тот отвез ее на родину и подарил сестре. Вместе с ней риза была погребена, и на могиле выросло дерево, источающее благовонное миро. В 342 г. здесь была построена церковь.
Честная риза Господа нашего была перенесена в Москву из Персии в 1625 г. Первоначально честная риза хранилась в столице Иверии (Грузии), городе Мцхета, в ризнице патриаршего собора во имя святых Двенадцати апостолов. Позже Иверия была завоевана персидским шахом Аббасом I, и персидский посол привез честную ризу в Москву в дар Святейшему патриарху Филарету от шаха Аббаса.
Подлинность ризы Господней была засвидетельствована лицами, знавшими о е е нахождении в Иверии. Но патриарх Филарет установил также семидневный пост и особую молитву, а в Неделю Коленопреклоненную Великого поста велел возлагать ризу на больных, которые тотчас получали исцеление. Так все удостоверились, что это истинно честная риза Господня.
27 марта честная риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля, однако празднование ее положения было установлено 10 июля из-за бывшего в те дни Великого поста. В день праздника священнослужители выносили ризу на середину храма для поклонения.
В 1681 г. соборным постановлением риза Господня была переложена в другой ковчег вместе с частью Животворящего Древа Господня. Этот ковчег раз в год, в Великий Пяток, воздвигали в храме. В прежнем ковчеге оставили часть ризы, которую выносили, как и прежде, в праздник Положения ризы.
Михаил Федорович передал ярославским купцам частицу в знак строительства Иоанна Предтеченского храма, 300 лет она хранилась в этом храме.
В 20-х годах была утеряна, обретена в 2003 году в музее и предана церкви.
В день праздника Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа (23 июля) мы не можем не вспомнить о Его крестных страданиях, когда воины делили одежды Спасителя и метали о них жребий.
“Страдание Христово, — говорит святитель Тихон Задонский, — сильно и должно отвратить нас от греха, представляя душевным очам нашим непременяемую правду и милосердие Божие … Размышление о правде Божией и о праведном Его гневе против греха и о жесточайшем страдании, которое Иисус Христос претерпел за грехи наши, да устрашит нас и удалит от греха! Если Христос неповинный и един праведный за чужие грехи так ужасно пострадал, – как мучимы будут грешники в геенне за грехи свои? Христос за всякого человека пострадал и умер; но когда человек не хочет страдание Христово употребить во спасение свое, отстать от греха, покаяться: тогда это самое страдание Христово будет в обличение, что он столь великую Божию благодать отвергнул… В страдании Христовом видим неизреченное к нам Отца небесного милосердие… О, дивное благоволение небесного Отца, Который ради убогаго и погибшего Своего создания, не пощадил Сына Своего! О, чудное послушание Сына Божия…! Итак, как же ты восхощешь столь милосердаго Отца грехами оскорблять и послушание Сына Его, ради тебя оказанное, нераскаянным житием пренебрегать? …Так разсуждение и памятование о страдании Христовом учит нас бояться греха, ненавидеть его и удаляться от него; а за содеянные грехи не отчаяваться, но возратиться к Отцу небесному… и просить от Него прощения, и получивши милость, впредь не отлучаться от Него”.
Сохраним же это святительское наставление в наших сердцах и будем всегда помнить, что грех — величайшее зло, от которого всегда нужно уклоняться, потому как для его заглаждения потребовалась столь великая жертва и столь тяжкие страдания как страдания на кресте Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Святым Духом слава и благодарение во веки веков.
ДНЕСЬ ПРИТЕЦЕМ, ВЕРНИИ, К БОЖЕСТВЕННЕЙ И ЦЕЛЬБОНОСНЕЙ РИЗЕ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО БОГА, БЛАГОИЗВОЛИВШАГО СИЮ ПЛОТИЮ НОСИТИ, И НА КРЕСТЕ СВЯТУЮ СВОЮ КРОВЬ ИЗЛИЯТИ, ЕЮЖЕ ИСКУПИ НАС ОТ РАБОТЫ ВРАЖИЯ. ТЕМ БЛАГОДАРЯЩЕ ВОПИЕМ ЕМУ: СПАСИ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, И ГРАД, И ВСЯ ЛЮДИ ЧЕСТНОЮ ТВОЕЮ РИЗОЮ ЗАЩИТИ, И СПАСИ ДУШИ НАША, ЯКО ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ
КОНДАК, ГЛАС 4:
ОДЕЯНИЕ НЕТЛЕНИЯ, СПАСИТЕЛЬНАГО ЦЕЛЕНИЯ ВСЕМ ЧЕЛОВЕКОМ, ВЛАДЫКО, ДАРОВАЛ ЕСИ ТВОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ СОКРОВИЩЕ, ЧЕСТНУЮ РИЗУ, ЯЖЕ ЕСТЬ ХИТОН, ЕЮЖЕ ЖИВОНОСНУЮ И СВЯТУЮ ПЛОТЬ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ТВОЕГО ОДЕЯТИ БЛАГОВОЛИЛ ЕСИ. CИЮ ЖЕЛАНИЕМ ПРИЕМЛЮЩЕ СВЕТЛО ПРАЗДНУЕМ, СТРАХОМ ЖЕ И ЛЮБОВИЮ, ЯКО БЛАГОДАТЕЛЮ ВОСПЕВАЮЩЕ, ЗОВЕМ ТИ, ХРИСТЕ: СОХРАНИ В МИРЕ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, И ВСЯ ЛЮДИ, ПО ВЕЛИЦЕЙ ТВОЕЙ МИЛОСТИ
Назад к списку