Православный приход храма Святых апостолов Петра и Павла г. Гая Оренбургской области - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Правила о поклонах и о крестном знамении

 Крестное знамение должно совершать так: сложив троеперстно большой, указательный и средний пальцы, и прижав к ладони безымянный и мизинец, осеняют лоб, живот, правое, затем левое плечо, касаясь всех четырёх точек, опускают руку и только после этого кланяются. Недопустимо вместо живота осенять грудь. Ибо неправильному крестному знамению «бесы радуются» и «будет оно во осуждение». И напротив, крестное знамение, совершаемое с верою и благоговением, устрашает бесов и привлекает Божественную благодать.

         

 Православные христиане приняли от святых отцов и исполняют следующие правила:

1. Войдя в храм, совершают три малых поясных поклона с крестным знамением, произнося: «Создавый мя Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному (-й)», «Без числа согреших, Господи, прости мя». Также молятся при выходе из храма.

Затем, поклонившись направо и налево находящимся в храме ангелам, без лишних разговоров, поклоном приветствуют знакомых. Перед службой ставят свечи; по одной на каждого поминаемого человека: за живых - перед иконой, за усопших - на столешнице-панихиде с крестным знамением и краткой молитвой. Допустимо ставить свечи и во время службы, но не в торжественные моменты и не отвлекая других, передавая свечи «к празднику».

2. Службу полагается слушать стоя на одном месте (если стоять трудно, можно время от времени садиться. Если человек больной, то можно сидеть всю службу, вставая время от времени). Туда-сюда не ходить, не переговариваться, не читать иных молитв по своему молитвослову, ибо таких осуждает святой апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).

 

Креститься без поклонов:

В середине шестопсалмия (на вечернем богослужении, когда чтец выходит пред аналой) на «аллилуиа» три раза.

В начале Символа веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…» перед евхаристическим каноном (который от всецерковного народного пения «Верую» до «Отче наш»), его слушают только стоя. (Также крестятся перед Символом веры и дома на утреннем правиле).

На отпусте священнослужителя «Христос истинный Бог наш…».

Перед чтением Священного Писания (также и дома).

 

Креститься с поясным поклоном:

При каждом прошении ектений. («Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем» и «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви»).

При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

При каждом возгласе «Приидите, поклонимся…».

Во время Трисвятого («Святый Боже…»), на «аллилуиа» и после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше» - по три раза.

После каждой стихиры (похвальная песнь в честь праздника или святого).

При словах: «Честнейшую Херувим…»

При возгласах: «Примите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих» и «Святая Святым» (на литургии).

На «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым (на вечернем богослужении). Также при домашнем чтении.

Перед вседневным и великим славословием на Вечерне («Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение…»).

 В начале каждой молитвы. И по смыслу - в конце.

 

Креститься с земным поклоном:

В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.

В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

В начале пения «Достойно и праведно» на евхаристическом каноне.

После «Тебе поем».

После пения «Достойно есть…» на евхаристическом каноне. (В двунадесятые праздники и их папразднства вместо «Достойно…» поется припев и ирмос 9-й песни праздничного канона, так называемый «задостойник»).

При возгласе «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно…» (перед «Отче наш» на евхаристическом каноне).

На выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «всегда, ныне и присно».

На вечернем богослужении, на каноне, когда возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне три поклона.

В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего три земных поклона.

В Великую пятницу на повечерии пред плащаницею.

 

Поклон без крестного знамения:

При словах священника: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», «И да будут милости Великого Бога», и при словах диакона: «И вовеки веков» (на солее при открытых царских вратах и осенении народа орарем).

Когда осеняют народ Крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся с поклоном, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то лишь наклоняют голову. Только во Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке с пасхальным приветствием, все крестятся и говорят: «Воистину воскресе». Так различается поклонение перед святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

Принимая благословение священника, христиане целуют его правую руку, через которую и преподаётся Божие благословение.

 

Не допускаются земные поклоны:

      После причащения Святых Христовых Таин - весь день до утра.

Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения; от Пасхи до Пятидесятницы; в день Преображения и Воздвижения (В сей день три земных поклона Кресту), ибо воскресные и Господни праздники содержат воспоминание о примирении с Богом, по слову апостола: «Посему ты уже не раб, но сын» (Гал. 4. 7), сынам же не подобает творить рабское поклонение.

 

Креститься не положено:

Во время псалмов.

Во время пения. Только после него.


Назад к списку